Закрыть

Страница поста от канала Технологии, медиа и общество

Технологии, медиа и общество
16.09.2020 21:09
Есть такой учёный в Стенфорде, Терри Виноград, известный специалист по человеко-машинным интерфейсам. В его честь названа Winograd Schema Challenge (альтернатива теста Тьюринга), а в молодости Терри прославился созданием программы SHRDLU. Она была результатом его диссертации в MIT AI Lab и представляла собой систему управления виртуальной средой с помощью команд на английском языке. На экране отображалось пространство, содержащее разные объекты (кубы, шары, конусы, ...), и оператор мог отдавать команды вида "возьми большой шар" и "положи его на синий куб". Система отвечала на вопросы о расположении блоков, обрабатывала команды перемещения, сносно справлялась с разрешением анафор по контексту, отвечала на вопросы о предыдущих действиях, отрабатывала базовую физику — что на чём может лежать и т.п.. (SHRDLU можно считать первым примером interactive fiction, жанра, о котором я уже как-то писал.) Всю эту магию Терри опубликовал в конце шестидесятых, чем вызвал хайп вокруг исследований в области AI и NLP, обернувшийся позже некоторым разочарованием. Оно во многом было связано с тем, что в SHRDLU так хорошо были выбраны параметры среды (типы объектов, их характеристики, словарь команд), что система легко справлялась с редуцированным пространством задач и воспринималась, как универсальная, но все попытки как-то развить её и сделать что-то более полезное, чем пирамидки на кубиках, проваливались. Чуть ли не с этого началась первая AI winter, а сам Виноград, разочаровавшись, решил заниматься человеко-машинными интерфейсами в более широком смысле. Код SHRDLU был написан на языке Micro-Planner, реализованным на MacLisp на компьютере DEC PDP-6 с ОС ITS. Язык Плэнер разрабатывался тем же самым Виноградом и его коллегами, и представлял из себя смесь Лиспа с некоторыми идеями, которые позднее вошли в Пролог. (Успех SHRDLU стал основой для распространения Плэнера, по слухам оказавшего определённое влияние на авторов Пролога). Страшнее зверя, чем этот Плэнер, лично я среди языков, пожалуй, не встречал. Кроме того, как было принято в те лихие времена, SHRDLU был самомодифицирующимся, т.е. при обработке команды он мог переписывать и перезапускать свой код. Но самое главное, в классическом ночном угаре перед сдачей диссера Терри пришлось внести несколько патчей прямо в машинный код своего интерпретатора Лиспа. В итоге получилось, что выполнить код SHRDLU можно было только этим конкретным модифицированным бинарником, для которого не было исходного кода. Это никого не напрягало, и программа разошлась в народе более чем десятком копий (а в мире было всего 23 компьютера PDP-6). Но по мере того, как операционная система ITS обновлялась, совместимость этого модифицированного бинарника с осью постепенно терялась, и по воспоминаниям Дейва Макдональда (студента Терри Винограда) через несколько лет SHRDLU совсем перестал работать — код сохранился, но не было железа+OS, чтобы его запустить. Сохранилось видео работы, сохранился также транскрипт диалога с программой, использованного в диссертации ("SHRDLU demo"). С тех пор люди время от времени пытаются восстановить работу алгоритма, существует много довольно похожих на оригинал клонов, но ни один из них не даёт в точности те же ответы, что приведены в SHRDLU demo. О названии Терри пишет, что хотел выбрать "ненастоящую" аббревиатуру, и первое, что пришло в голову, было слово SHRDLU, которое он в юности встречал в журналах типа Mad Magazine, где оно использовалось для обозначения бессмыслицы. Эта традиция пришла со времён, когда наборщики на линотипах заполняли этими буквами ошибочные строки — кнопки backspace на линотипе не было, и, сделав ошибку, проще было забить строку до конца мусором, чтобы её потом отбраковал корректор; иногда, однако, корректоры пропускали такие строки и SHRDLUSHRDLUSHRDLU попадало в печать. Почему именно эти буквы? Кнопки на линотипе были отсортированы по частоте использования в английском языке (а не как в истории с QWERTY), первый ряд был ETAOIN, а второй — SHRDLU. Вот такая история.

Обращаем внимание, что мы не несем ответственности за содержимое(content) того или иного канала размещенный на нашем сайте так как не мы являемся авторами этой информации и на сайте она размещается в автоматическом режиме


Вы не ввели Email
Вы не ввели текст комментария

Путь репера Ганвест, порнография, прямая бочка, трэп и успех

#Заметка

Лейбл Zhara Music может похвастаться не только артистами в топах всевозможных стриминговых сервисов, но и певцом, актером и просто...

17.02.2019

Большой Фестиваль Роботов @festivalrobotov впервые в Краснодаре - в OZ Mall с 2 марта! Такого ты никогда не видел!

- Новейшие роботы с презентации в Лас-Вегасе
- Арена с 7 разными техношоу
- Красная...

08.02.2019

Муж Даши Коноваловой - Кирилл Шейхаметов, сын основателя "Якитории" и уже год как партнера Павла Те Олега Шейхаметова. Папа застраивает 1-ю Институтскую улицу рядом с Нахабино, сын - дарит Даше пятикаратники)...

06.02.2019

выгрузка ЕСКЛП публикуется по мере обновления ЕСКЛП на FTP-сервере ftp://ftp.esklp.rosminzdrav.ru/ (справочно), для FTP-сервера: Логин: esklp_xls, Пароль: bUUZSZ6e. Берете файлы с названием esklp-smnn...

24.01.2019

MySQL и БИТовое И
Как я строил связь много ко многим через «БИТовое И».
Задача: сделать отношение между категориями и продуктами БЕЗ промежуточной таблицы (такова специфика архитектуры). Один продукт может...

05.10.2018

Не полное ТЗ: Углы прямые, трубы параллельны. Что не так-то? #юмор

28.09.2018

Как найти все сообщения в чате от одного участника

Откройте поиск, нажмите на иконку "человека" и введите @юзернейм или имя пользователя.
Так вы сможете просмотреть всю историю сообщений участника.

21.06.2018

Возможно Вас заинтересует еще и это: